Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения 'Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда'
Официальный сайт
муниципального общеобразовательного учреждения
"Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина Центрального района Волгограда"

ЕИС СГО
Баннер
Стажировочная площадка в рамках реализации ФЦПРО
Баннер
Профсоюз работников образования
Баннер

Колокольчик мира

Баннер

Партнерство

Баннер
Баннер

Конкурс "ЛУЧ"

Баннер

Юниор

Баннер
Самоуправление

Модель самоуправления  МОУ «Лицей № 5

Центрального района Волгограда».

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

С.Я. Маршак

Помня эти слова детского писателя, мы стараемся создать условия для творческой и созидательной жизни лицеистов. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду и созиданию.

Совет старшеклассников как форма ученического самоуправления не является новой. В нашем учебном заведении она существует с 1969 года. Были попытки изменить и форму. Когда стало модным в школах создавать парламенты, государства, города, республики княжества, космические общества, мы тоже вынесли на обсуждение предложение изменить форму управления у нас в лицее. В 2003 году был проведен опрос среди учащихся 8-х классов, готовящихся стать старшеклассниками. Им было предложено на выбор несколько форм управления. Но симпатии остались на стороне Совета старшеклассников. Таким образом, оказалось, что для детей важно не формирование само по себе, а важна потребность в общении, сопровождающаяся потребностью в принадлежности к какой-либо значимой для них организации, где можно не только провести время, чему-то научиться, чего-то добиться, где есть возможность для статусного самоутверждения. Социологический опрос восьмиклассников показал, что таким органом в лицее является Совет старшеклассников. На вопрос, как бы они хотели переименовать этот орган самоуправления, дети ответили отрицательно, мотивировав это тем, что до них много поколений входили в состав Совета, и для них это будет честью. Еще ребята написали, что скорее желают стать девятиклассниками, чтобы у них появилась возможность работать в Совете старшеклассников. Причина нам видится, прежде всего, в авторитете  Совета и в том, что в лицее очень сильны традиции. Так в лицее осталась традиционная форма самоуправления, но деятельность Совета наполнилась новым содержанием.

Во-первых, изменилась процедура выборов в Совет. Если раньше выбирались по два человека из класса в состав Совета, и они между собой выбирали Председателя, то с 2003 года стали организовывать выборы Председателя и членов Совета по всем правилам референдума.

Совет - это выборный орган в лицее, куда избираются действительно желающие работать ребята, которые представляют свою программу, рекламируют ее.

В рамках целостной воспитательной системы лицеи воспитательный коллектив является механизмом, обеспечивающим саморазвитие системы, позволяющим педагогам перейти в управлении его из сферы деятельности в сферу отношений. Смысл функционирования воспитательного коллектива лицея заключается в создании системы гуманистических отношений, необходимых для развития ребенка, для приобретения им опыта «быть личностью».

Назначение системы самоуправления в коллективе: обеспечить единство и целостность воспитательной системы лицея, что является основой её саморазвития.

Главная идея самоуправления: создать условия для гармонизации (а не противопоставления) общественных и индивидуальных целей и интересов каждого субъекта коллектива.

Цели системы лицейского самоуправления:

  • Обеспечить единство развития индивидуальности каждой личности в коллективе и её «естественной» социализации, развитие гражданских качеств, активной жизненной позиции;
  • Создать организационную базу для формирования взаимосвязанной системы социально-ориентированных и межличностных отношений педагогов и лицеистов;
  • Вывести педагогические идеи на уровень реальных организационно-управленческих решений, способствуя тем самым диалектическому взаимодействию педагогической теории и практики, освобождаясь от абстрактного теоретизирования» переходя к конкретике конструктивно-практической деятельности».

 

Модель личностного самоуправления.

 

Основные характеристики модели СУ:

  • в модели СУ в единой схеме представлены органы ученического и педагогического самоуправления. Это означает, что прерогативы самоуправления касаются всех в лицее, в том числе и педагогов. Ученическое самоуправление – органический компонент всей системы управления педагогическим учреждением.

Система самоуправления должна обеспечивать равноправие педагогов и воспитанников, обязательное участие тех и других во всех делах лицея. В этом проявляется демократический характер управления.

Единство детей и взрослых позволяет каждому члену коллектива, педагогу и воспитаннику, занять активно-творческую общественную и гражданскую позицию.

  • Соединение развития демократических основ, свободы проявления каждой личности, её участия тем или иным способом в управлении (выступление на общем собрании, работа в различных органах СУ и т. д.) и дисциплины, культуры поведения не связанных гнётом, подавлением. Это обеспечивается реализацией принципа  сочетания коллегиальности и единоначалия. Избираемые представители классов и общелицейских структур (советов, комитетов) должны соблюдать с одной стороны общие интересы лицея, не допуская «группового эгоизма», с другой стороны они обязаны представлять в коллективных органах интересы и начинания отдельных классов и лицеистов.
  • Наличие двух ступеней системы СУ: Первая ступень (костяк) – органы, которые ведают всей совокупностью жизнедеятельности коллектива и личности, а не отдельными видами деятельности. Они представляют единство органов управления педагогического и детского коллективов: педсовет, директор, педагоги и общее собрание, совет старшеклассников, председатель совета, советы классов. Эти органы обеспечивают целостность воспитательного процесса, демократичность управления и личностную направленность воспитания.

Вторая ступень представляет единство органов управления, отвечающих за формирование общих «базисных» качеств личности (общее собрание, педсовет, совет старшеклассников, директор, председатель совета старшеклассников) и органов, отвечающих за развитие индивидуальных, неповторимых качеств личности (классы, комитеты, клубы и т. д.)

Таким образом, осуществляется целостность воспитания и развитие личности в едином процессе её социализации и индивидуализации.

Эта взаимосвязь органов и их функций отображена в таблице.

Органы самоуправления и их функции.

Уровень

Органы управления, взаимодействие которых обеспечивает гармоничное функционирование системы управления

Функции органов в воспитании

1.

Органы управления педагогическим коллективом: педсовет; директор лицея; педагог

Органы управления детским коллективом; общее собрание старшеклассников; председатель совета старшеклассников

Личностная ориентация воспитания, демократизм управления

2.

Структуры управления, отвечающие за формирование «базисных» качеств личности; общее собрание; совет старшеклассников; педсовет; директор лицея

Структуры управления, отвечающие за формирование индивидуальных качеств личности: комитеты, клубы, классы и т. д.

Обеспечение развития общего и особенного, индивидуального в каждой личности

Совет старшеклассников - это основной орган, координирующий все органы самоуправления. Такими органами в лицее являются комитеты. Комитеты создаются ежегодно, исходя из потребностей, возможностей и желаний учащихся. Неизменными являются Спорткомитет, Благотворительный комитет, Комитет по благоустройству, чистоте и уюту, Учебный и Патриотический комитет. В разное время работали комитеты по труду, по здоровому образу жизни, по экологии и т.д. Новшеством прошлого года явилось создание Модного комитета. А в этом году был создан Мужской комитет по поддержанию порядка в лицее.

Активно идет работа в Учебном комитете. Уместным будет назвать новую форму работы - проведение «Успешного рейтинга». В противовес традиционному подсчету качества и успеваемости ребята придумали в конце каждой четверти считать пятерки, полученные лицеистами. В «Успешный рейтинг» попадают 10 лучших учащихся, получивших больше всех пятерок. Придуман девиз: «Пятерка - радость, пятерка - успех, пятерка желанна в лицее для всех». Кстати, в данный рейтинг попадают не только отличники. А значит, это еще один способ стремиться к успешности, быть успешным, быть отмеченным. Это еще один урок радости через переживание успеха. Таким же «уроком» является и игра, проводимая учебным комитетом лицея - «Самый умный».  А в лицее ее проводит Совет Старшеклассников с ребятами 5 - 7 классов.

В учебный комитет выбираются по одному  учащемуся из 5-11 классов, возглавляет комитет представитель Совета старшеклассников.

В обязанности комитета входит:

  1. Мониторинг успеваемости учащихся класса.
  2. Организация помощи отстающим учащимся.
  3. Проверка дневников учащихся.
  4. Составление экрана успеваемости.
  5. Составление успешного рейтинга учащихся класса.

 

Модный комитет.

Ввиду того, что учителя лицея постоянно борются за внешний вид лицеиста, да и учащиеся пришли к выводу о том, что лицеист должен выглядеть как-то по особенному, было принято решение о создании Модного комитета, целью которого является создание внешнего образа лицеиста, т.е. подготовка лицеистов к введению определенного вида одежды.

В состав комитета вошли 11 учащихся разных классов.  Были определены задачи: рассмотреть все предложения и пожелания лицеистов, изучить состояние вопроса о формах в других заведениях, пропагандировать знание этикета, создать общественное мнение. Комитетчики на первом собрании решили, что главными формами работы их будут беседы на минутах общения, создание видеороликов, видеосюжетов, консультации модельеров, посещение бутиков, фотосъемки, выступление агитбригады, проведение социологического опроса и др. А для освещения работы комитета ребята оформили стенд. Название Модный комитет. Девиз: «Мы хотим, чтобы наш лицей был самым модным лицеем в городе». Рабочая часть стенда состоит из трех частей: газетного окна, окна этикета и окна информации.

Модный комитет - самый активный комитет 2004 - 2005 учебного года. Ребята провели социологический опрос предпочтений лицеистов, выпустили листовки: «Лицеисту - достойный вид», на стенде своевременно появлялась новая информация.

В конце учебного года были проведены дебаты «Нужна ли форма?» создан банк мнений о том, какой должна быть форма, организована встреча с ведущими модельерами города.

Итогом работы стал: выбор одежды для лицеистов, объявление на заключительной линейке о выбранном стиле одежды и показ мод.

На этом работу модный комитет не прекратил. Основным содержанием теперь в работе модного комитета является просветительская деятельность и контролирующая функция.

Модный комитет по-прежнему информирует лицеистов о новинках моды, пропагандирует деловой стиль одежды, рассказывает об особенностях того или иного вида одежды, устраивает вечеринки.

 

Благотворительный комитет.

Из года в год успешно работает Благотворительный комитет. Сюда идут обычно учащиеся, в которых с детства обозначилась особенность души, когда им постоянно хочется помогать окружающим. Под девизом милосердия «Помогайте друг другу всегда, подставляйте товарищу плечи, чтоб жилось человечеству легче» комитет выполняет такие виды практических дел, которые основаны на толерантности, рефлексии и эмпатии: помощь ветеранам, детскому дому, раненым в госпитале, сбор вещей для Центра «Семья», озеленение лицея, операция «уют» и многое другое. После чего оформляется древо добра и «Калейдоскоп добрых дел лицеистов».

В рамках этой недели подводятся итоги благотворительной деятельности лицеистов.

Комитет-ШОУ.

Один из самых популярных комитетов лицея. Дело в том, что в комитет отбираются ребята на конкурсной основе. В задачи комитета входит устроительство дискотек, вечеринок, огоньков, вечеров и других мероприятий массово-развлекательного характера.

Как уже отмечалось выше, одной из самых главных задач самоуправления в лицее является подготовка лицеистов к жизни. Азы управления, безусловно, пригодятся в профессиональной, да и семейной жизни. А также и другие навыки. Работа комитета-шоу яркое тому свидетельство.

Важным традиционным делом комитета является организация празднования Дня учителя, Дня Святого Валентина, Дня защитника Отечества, Женского Дня. Это заключается в самостоятельной разработке программы проведения всего Дня, в том числе сценария спектакля. Например, День учителя. Это обычно День самоуправления, итогом которого является поздравление учителей в актовом зале.

Таким образом, лицеисты учатся правильно организовывать свой досуг и вносят в свою жизнь и жизнь других атмосферу праздничности, заботы, доброжелательности и культуры.

 

Спортивный комитет.

Безусловно, спортивная  работа в лицее, как и во всех учебных заведениях, поставлена на должном уровне. Работают кружки, секции. Учащиеся занимаются волейболом и баскетболом. Команды по данным видам спорта достаточно успешны. Зачем же тогда спортивный комитет? Чем он занимается в лицее?

В России лидирующее место по популярности занимает футбол. Поэтому ребята активно подключаются к проведению «Осеннего спортивного марафона» - первенства лицея по футболу по параллелям.

Спортивный комитет организует теннисный и шахматный турниры. А в последние годы – члены комитета активно пропагандируют здоровый образ жизни: помогают проводить мероприятия «Недели здоровья» - линейки, общелицейские зарядки, акции «Здоровые бутерброды», сдачи норм ГТО и т.д.

Активная работа комитетов объясняется тем, что создаются они в интересах и по вкусу детей, что здесь они могут достигнуть определенного статуса, самоутвердиться через деятельность, через реальное лидерство, через этику добра, ума, культуры, победы, успеха, признания, уважения к делу и мнению других.

Заголовок материалаАвторХиты
1Орден лицеистовAdministrator653
2Совет старшеклассниковAdministrator692