Мы начинаем обсуждать только что увиденный фильм С. Урсуляка "Тихий Дон". Уже получено много отзывов из разных уголков страны. Безусловно, многие хотят поделиться своими впечатлениями. В одном все сошлись: фильм, безусловно, очень важное явление в жизни страны - своевременное, актуальное, предостерегающее.
Говоря о новой экранизации романа-эпопеи "Тихий Дон", которую, хочешь - не хочешь, особенно смотря первые серии, сравниваешь с фильмом С. Герасимова, я бы хотела охарактеризовать словами из фильма: "Сердце маслом обливается...". Спасибо режиссёру! Фильм понравился. Зачем-то ищут всякие ляпы в фильме и пишут о них?
А давайте увидим в фильме то, что сегодня обязательно надо увидеть и школьнику-одиннадцатикласснику, и педагогу молодому, и с большим стажем, и родителям наших учеников, и бабушкам и дедушкам - всем нам, живущим в 20-е годы 21 века. Кстати, некоторые мои 11-классники смотрели фильм с отцами, тоже когда-то моими учениками. И фильм им очень понравился.
Попробую нанизать как бусины в ожерелье те моменты, которые не оставили равнодушными.
Бесконечные дали – Русь, Россия, Дони в разные времена года. Как красива наша Родина! Нам есть что любить и защищать.
Сергей Маковецкий – чудо как сыграл! Его герой произносит очень важные слова: «Мне износу не будет… Сын - полная грудь крестов. Ещё не перевелись на Тихом Дону настоящие казаки!». Не будет износу, ведь растёт уже и внук, значит, жив и поныне мелеховский род.
Полюбился и Григорий Мелехов. Голос, говор, взгляд. Скупая мужская слеза. «С 17 года хожу, как пьяный качаюсь. От белых отбился, к красным не пришёл. Как навоз в проруби». Многие кадры задели за живое. Приятно удивил конец фильма. Григорий на своей земле, в нижнем белье, как и ушедшие в мир иной, но живой, как распятие. Дома.
Аксинья. Понравилось, что неизвестная актриса. Живая, естественная, настоящая. Герои живут в фильме, не переигрывают.
Людмила Зайцева в роли матери. Пока был жив муж, натерпевшаяся смолоду, молчала до старости, и только после смерти мужа мы увидели и услышали её. Вот она – женская доля. Помирать в платочке, тихо, никому не причинив зла.
Задели за живое детали: фотография на стене, из новой превращающаяся в пожелтевшую, Аксинья, целующая руку матери Григория, сын Григория, поцеловавший отца после смерти Натальи – это был её наказ, руки крестьянские с ломаными ногтями, венчание. Очень трогательна сцена прощания братьев на мосту: объятия, шапки в стороны… Михаил Кошевой крест не целует. Священник обращается к Кошевому: «Молодой советский товарищ… Не плюй в колодец… И всё-таки я рад…». На что Мишка Кошевой отвечает: «Жаль, что с домом твоим тебя не спалил». Вот как оно в жизни бывает.
Хороши плетёные сани! Плетень – настоящий!
Колоритный и образный язык, пестрящий пословицами, поговорками: «У меня домов, как у зайца теремов». «Убьют – ревут, живой – опять ревут»…
Хочется, чтобы зрители увидели - гибнут молодые - свой своего! Можно ли перемерить, чья кровь – белых-красных перевалит. Помнить, что человек всегда должен отвечать за свои поступки.
P.S. Как понять, что фильм понравился, дошёл до каждой клеточки? На многих моментах фильма появлялись слёзы, дрожь и мурашки…
СПАСИБО за ФИЛЬМ!
Галкина Ирина Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 города Кирова
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В прошлом году присутствовала на юбилее великого Шолохова в Вёшенской, было много разговоров об этом фильме. Местные жители уважительно отзывались о съёмках. Знала, что смотреть фильм будет тяжело, т.к. в памяти засела эталонная картина Герасимова. Тем более не так давно все видели неудачный опыт великого режиссёра с зарубежными актёрами. Но я надеялась, что талантливейший С. Урсуляк должен удивить, и он не разочаровал. Первое впечатление прекрасное. Эти молодые актёры не должны вытеснять герасимовских. Новый фильм совершенно другой. Он глубоко лиричный, актёры по возрасту подходят своим персонажам. Я думаю, Урсуляк акцент сделает именно на личной жизни героев, что, несомненно, привлечёт зрителей. По первым сериям видно бережное отношение к бытовым деталям и народным песням. Только русские актёры могут так надрывно и душевно петь свои песни. Надеюсь, что остальные серии посмотрю с не меньшим удовольствием. Коробова Светлана Александровна, МОУ СОШ №1, р.п. Средняя Ахтуба, Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области
Фильм С. Урсуляка вызывает у меня двоякое впечатление. С одной стороны, режиссёр стремится детально и достоверно воссоздать быт, обычаи и атмосферу донского казачества. И это, по-моему, ему удалось. С другой стороны, актёрский ансамбль вызывает неоднозначную оценку. Молодые актёры явно не дотягивают до уровня героев Шолохова, мне кажется, что они их не понимают. Если у Герасимова актёры могли выразить характер движением брови, взглядом, поступью, то в новом фильме они или безлики, как Наталья, Листницкий, Ильинична, или не убедительны, как Аксинья, Григорий, Дарья и др. Пожалуй, органичен только С.Маковецкий в роли Пантелея Прокофьевича. Природа, декорации, батальные сцены, в общем, выразительны. Хотя, может быть, мнение ещё и поменяется. Лунёва Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького» г. Фролово Волгоградской области
Здравствуйте! С нетерпением ждала новую экранизацию! Фильм очень нравится! Да, новое внесено, но оно очень понятно именно с современной позиции: видим повторение истории! Спасибо режиссёру, что даёт возможность вспомнить одним, узнать, кто забыл, к чему ведут «безобидные» перепалки… Моё личное мнение - текст не нарушен - он просто показан под другим углом зрения. Молодёжь мало или совсем не читает советскую литературу и не знает правды истории. Фильм актуален!
Работаю в сельской школе учителем русского языка и литературы, стаж 34 года, высшая категория.
Фильм смотрели вместе с мужем, обсуждали каждую серию. Считаю, что такие фильмы необходимы! Сегодня снимают сериалы " про золушек"- в жизни всё иначе. Человек несёт ответственность за каждый свой час, прожитый в этом мире. Большая благодарность создателям фильма. Сейчас на факультативах обсуждаем с ребятами- очень интересные отзывы, меня они радуют и как человека, и как учителя! С уважением Людмила Ивановна Вьюнова
Скажу честно, что фильм «Тихий Дон» не с первых сцен захватил меня. Вначале хотелось подметить расхождение с текстом романа Михаила Шолохова, с фильмом Сергея Герасимова. Боялась нарочитой стилизации, искусственности в изображении событий. Но в то же время с первых кадров фильма порадовало внимание к деталям в убранстве дома, в труде казаков. И это не просто желание создать правдивые декорации, а придать этим деталям символический смысл.
И с каждой серией я все отчётливее стала понимать, что воспринимаю всё происходящее именно так, как и хотел режиссёр. Этот фильм снят по мотивам романа, а значит, режиссёр оставляет за собой право передать своё прочтение произведения языком кинематографии.
Что было бы если Сергей Урсуляк создал точную копию фильма С.А.Герасимова? Конечно, сказали бы, что режиссёр сделал плохую копию, что ничего не привнёс нового. И были бы правы. И не потому, что менее талантливы все, кто участвовал в создании фильма, а потому, что это участь всех, кто пытается подражать.
Думаю, и следовать точно тексту романа невозможно. Во-первых, потому что для подавляющего большинства современных зрителей всё происходящее «далёкая» история. Это мы когда-то подробно изучали время Октябрьской революции и Гражданской войны, идеями марксизма-ленинизма было пропитано всё, что мы читали, смотрели, сейчас это несколько страниц в учебнике истории. Нельзя было скатиться в дидактизм. И мудрое решение режиссёра снимать именно молодых актёров, думаю, было продиктовано тем, что создатель фильма знал: им поверят. Актёрам нужно было так же практически «с нуля» проходить путь «вживания» в образы героев «Тихого Дона», погружения в атмосферу казачьей жизни. Они трогательно и бережно несли в себе слово и образ Шолохова в прочтении режиссёра и сценаристов.
Удивительно, что меня поразили своей проникновенностью, пронзительностью, душевной болью более всего именно картины гражданской войны. Здесь не было политических ярлыков, в масштабности происходящего показано страдание каждой отдельно взятой человеческой души.
Не могу сейчас перечислить все сцены, которые потрясали своей правдивостью и глубиной, многозначительностью. Например, сцена смерти Пантелея Прокофьевича. Постепенно поднимающаяся вверх камера открывала нашему взгляду панораму зимнего пути, и зрителю дано было время вспомнить жизненный путь старого казака. Это и путь любого человека, связывающий его с родной землёй, и путь человека в Вечность, если он того заслуживает.
Музыка в фильме была красноречивее слов, когда необходимо было передать горечь утрат, боль разочарований, любовь к родной земле, в такие моменты нельзя было удержать слёз от проникновенных звуков.
Каждый вечер ждала встречи с героями фильма, ждала финальную «шолоховскую» сцену. Но то, что я увидела, было неожиданно. Неожиданно больно. Григорий идёт к дому через мир, где все его родные и близкие, в нём нет страдания и горя, здесь трудятся, радуются, любят, это тот мир, который был отнят у казаков на земле. Что ждёт героя впереди? Холодно, страшно, одиноко. Совсем не так, как я ожидала. Неожиданно, но правдиво. Троян Нина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Воеводская СОШ»
Целинного района Алтайского края
Единственное мнение с которым я полностью согласна. Люди, ну не будьте снобами. У нас сложился стереотип, что всё что раньше было - это хорошо, а что сейчас - это априори плохо. Мне лично было только первую серию смотреть тяжеловато - стояли в глазах прежние, с детства знакомые образы. Но актеры этой постановки потихоньку начали доказывать мне, что и они не лыком шиты, сыграют они вам и любовь, и горе людское. И ведь веришь им, потому что вместе с ними и страдаешь, и плачешь, и понимаешь, как можно любить. Скажу больше, фильм очень жизненный, без напускного пафоса, чем грешат многие старые наши любимые фильмы. А судить ещё успеете, посмотрите хотя бы фильм до конца. Ткачук, Маковецкий - высший пилотаж. Спасибо за фильм. Елена Ром
Фильм Сергея Урсуляка «Тихий Дон» останется в моем сердце. Прекрасный фильм! Прочтение талантливым режиссером романа М.А. Шолохова очень близко моему восприятию данного произведения. С моими учениками на уроках литературы мы смотрели фрагменты фильма С.А. Герасимова, но они не передавали той страшной трагедии братоубийственной войны. Советская цензура не могла позволить показать в киноленте объективную оценку Шолохова страшной трагедии нашей страны. Фильм «Тихий Дон», который сейчас идет на экранах - другой. В нём нет белых «врагов» и нет «красных» - своих. Здесь есть общая боль и беда гражданской войны и сложность понимания происходящего. Прекрасные картины природы! Чудесная игра актеров! Я убеждена, данный фильм завоюет сердца зрителей, читавших роман М.А. Шолохова. Сташевская Анна А.,
Алтайский край Новичихинский район МКОУ "Поломошенская СОШ" |